В каждом детском саду
работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но
порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими
проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно
спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается
педагог-психолог?
Руководство
К администрации
дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, заместитель
заведующего по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующего по
административно-хозяйственной части.
Заведующий детским садом.
Заведующий осуществляет общее руководство
детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании»,
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного
учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием
групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья,
индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит
педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующий отвечает за
рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих
из других источников.
Родители могут обращаться к заведующему за
консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми,
в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в
праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку
подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в
соответствии с условиями договора.
Заместитель заведующего по
учебно-воспитательной работе занимается методической
работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду,
координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений. В повседневном общении его также называют
методистом.
Вместе с заведующим он руководит
коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении
программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными
пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими
дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Заместитель
заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за
состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и
игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит
за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей
и взрослых.
Основной педагогический
состав
Старший воспитатель (методист), проводит обширную
методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для
воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого,
он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки,
посвященные семейному воспитанию и пр.
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему
детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и
проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом
детей. Создает условия в группе для успешной реализации
воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее
реализует. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической
культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит
работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с
родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному
сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические
прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован
педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые
работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой
рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00,
вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00
оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и
проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с
кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки,
какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные
занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально
одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в
проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений,
обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине
дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает
за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в
течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для
проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам
физического воспитания.
Как и другие педагоги, инструктор по
физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные
особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности
каждого ребенка.
Вопросы коррекции
Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и
социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и
педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог
проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений
(умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет
нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую
коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески
одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических
работников, а также детей и их родителей.
Учитель-логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников,
определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит
групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
Дополнительное образование
Последнее время в некоторых детских садах
появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным
направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой
деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Педагог дополнительного образования по
изобразительной деятельности организует работу с
детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с
воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе
занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию
каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий
проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в
поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в
изобразительной деятельности.
Медицинские работники. Медицинскими вопросами в детском саду занимаются инструкторы по
гигиеническому воспитанию (раньше - медсестра).
Инструктор по гигиеническому воспитанию контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит
за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней
гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по
закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет
ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, инструктор по гигиеническому
воспитанию готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит
взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические
прививки и выполняет назначения врача.
Младший обслуживающий
персонал
К младшему обслуживающему персоналу
относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти
сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только
помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший
воспитатель (в повседневном общении
- просто няня) помогает воспитателю в организации
воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за
жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и
помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания
детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских
столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу,
раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все
необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает
участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в
помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В
соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек.
Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает
воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней
проводит смену постельного белья.
К кому обратиться?
Все педагоги детского сада должны иметь
высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей, зам
по УВР и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из
педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор
по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые
ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители
могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший
воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей
дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о
том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать,
какие книги и игрушки стоит покупать малышу.
С воспитателями можно обсудить некоторые
вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять
ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное
произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания
иллюстраций в книге? и др.
Педагог-психолог проконсультирует по
поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные
приемы коррекции речи. Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на
вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка,
объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в
тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и
психической жизни ребенка.
Режим работы
У каждого специалиста в детском саду
имеется свой график работы.
Заведующий работает в режиме
ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы
можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом,
рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9
часов утра, а заканчиваться соответственно и в 17, и 19 часов вечера.
У воспитателя семичасовой рабочий день.
Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а
заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 - часы, когда оба воспитателя
группы работают вместе.
Музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре работают по графику, который зависит от количества групп,
которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель,
работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так
и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и
педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
У педагога дополнительного образования
рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может
приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю - от этого
зависит продолжительность его рабочего дня.
Инструктор по гигиеническому воспитанию
начинает работу в 7.00. В это время она проводит утренний прием (обход групп),
оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в
контакте с инфекционными больными.
КТО ЕСТЬ КТО В ДЕТСКОМ САДУ
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий